Программа воспитания 2022-2025.pdf

ПРИНЯТО:
на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 31.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора
МБОУ «Паньшинская СШ»
№ 119 от 31.08.2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Паньшинская средняя школа"

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2022-2025 гг.

х. Паньшино
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………….
Ошибка! Закладка не определена.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ…………………………………………………………………. 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся………………………………………… 5
1.2 Направления воспитания ……………………………………………………….….. 6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания………………………………….…. 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ………………………………………………….…18
2.1 Уклад общеобразовательной организации………………………………….........Ошибка!
Закладка не определена.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………….....Ошибка!
Закладка не определена.
РАЗДЕЛ 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ……………………………………………….…..Ошибка! Закладка
не определена.
3.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………………...32
3.2 Нормативно-методическое обеспечение……………………………………….…32
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями…………………………………………………………………………….33
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся……………………………………………………………………33
3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………………...35

2

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций (далее — Программа) служит основой для разработки рабочей
программы
воспитания
основной
образовательной
программы
общеобразовательной организации.
Программа разработана с учѐтом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по еѐ
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021
№ 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее —
ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной
организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьѐй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания еѐ
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой
формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублѐнное
изучение
отдельных
учебных
предметов,
учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в
общеобразовательной организации.
3

Курсивным шрифтом в тексте Программы выделены пояснения для
разработчиков рабочей программы воспитания в общеобразовательной
организации.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
5

развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных
результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности,
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
6

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
7

социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел
и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовыммусором улицы, леса, водоѐмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чѐм- то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, от- стаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
8

человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство,театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании
детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
9













Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний,
проведения
научныхисследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опытсоздания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
10

пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий
и принимающий свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом
возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой
и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
11

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
12

индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
13

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе
исторического
просвещения,
сформированного
российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
14

экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учѐтом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод
всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
15

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении,
в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны,
трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наѐмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
16

успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
Ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на
природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в
природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий
и
развивающий
опыт
экологически
направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

17

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Паньшинская
средняя школа" (далее – МБОУ «Паньшинская СШ» или школа) реализует
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования.
Школа было открыта в 1925 году. В сентябре 1999 году было открыто новое
здании школы, в котором проходят занятия и сейчас. В данный момент в школе
обучается 255 человек, дети разной национальности и религии, но всем мы
прививаем любовь к России, уважение к православию и казачеству. Уже несколько
лет в школьную образовательную программу внедрен казачий этнокультурный
компонент. Школа находится в сельской местности, где расположены частные
дома. В 2000 году в школе была создана детская организация «Романтики», основой
которой стало содружество учеников и учителей, детей и взрослых, а девизом
слова: «За Родину, добро и справедливость!».
Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями:
 Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по патриотической работе,
спорту и молодежной политике Городищенского муниципального района
Волгоградской области»;
 Городищенский Центр детского творчества Волгоградской области;
 Отдел
по культуре, социальной и молодежной политике, спорту
администрации Городищенского муниципального района;
 Общероссийская
общественно-государственная
детско-юношеская
организация;
 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Волгоградской области "Центр "Славянка";
 Общество с ограниченной ответственностью "Национальная
продовольственная группа «Сады Придонья»;
 Культурно-Спортивный Комплекс «Сады Придонья» в п. Сады Придонья
Городищенского района Волгоградской области;
 Центр культуры и библиотека Паньшинского сельского поселения;
 Храм святого мученика Иоанна Воина в п. Сады Придонья Городищенского
района Волгоградской области;
 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Городищенского
муниципального района;
 ОГИБДД ОМВД России по Городищенскому району Волгоградской области.
На 1 сентября 2022 года в школе обучается 254 человек, 16 классов-комплектов.
Из них:
 I ступень: 1 – 4 классы – 6 классов-комплектов, 105 человек;
 II ступень: 5 – 9 классы – 8 классов-комплектов, 139 человек;
 III ступень: 10 – 11 классы – 2 класса-комплекта, 10 человек
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
18

 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения

конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов. В проведении этих дел поощряется конструктивное межклассное
и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Классное руководство»
Классные руководители осуществляют свои деятельность согласно
«Положению о классном руководстве в МБОУ «Паньшинская СШ», в соответствии
с ч. 2 ст.2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», руководствуются Методическими рекомендациями «По
организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных
организациях».
В ходе своей деятельности классный руководитель организует работу:
 с коллективом класса (инициирование и поддержка участия класса в
общешкольных ключевых делах, организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел, проведение классных часов,
организация игр и тренингов на сплочение, однодневных и многодневных
походов,
экскурсий,
Дней
именинника,
включающих
в
себя
подготовительную работу ученическими микрогруппами и др.);
 индивидуальную работу с учащимися своего класса (изучение особенностей
личностного развития, поддержка ребенка в решении важных для него
19

жизненных проблем, заполнение ими личных портфолио, коррекция
поведения, индивидуальная работа с учениками, состоящими на различных
видах учета, вовлечение детей во внеурочную, кружковую работу, наделение
общественными поручениями в классе);
 с учителями предметниками (консультации классного руководителя с
учителями-предметниками, предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями и учащимися, привлечение учителей к участию во внутриклассных
делах, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса и
др.);
 с родителями (законными представителями) обучающихся (информирование
родителей о школьных успехах и проблемах их детей, организация
родительских собраний, создание и организация работы родительских
комитетов, привлечение семей школьников к организации и проведению дел
класса, организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, совместных дел, направленных на сплочение семьи и школы и
др.);

со специалистами школы (социальным педагогом, педагогом-психологом,
педагогом-организатором,
педагогами
дополнительного
образования,
педагогом-библиотекарем);

с социальными партнерами (акции, социальные проекты, профориентация,
экскурсии и др.);
 с обучающимися и семьями, находящимися в социально-опасном
положении, состоящими на различных видах учѐта, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации (совместно с социально-психологической
службой школы) (работа направлена на контроль за свободным
времяпровождением, вовлечение детей в кружковую работу, наделение
общественными поручениями в классе, делегирование отдельных поручений,
ежедневный контроль, беседы с родителями).
В рамках должностных обязанностей классные руководители школы:
- осуществляют систематический анализ состояния успеваемости и динамики
общего развития обучающихся своего класса, контролируют посещение учебных
занятий;
- вовлекают обучающихся в систематическую деятельность классного и
школьного коллективов,
- изучают индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их
жизнедеятельности в образовательной организации и семье;
- выявляют девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся,
осуществляют педагогическую и психологическую коррекцию, оказывают помощь
обучающимся в трудных жизненных ситуациях;
- организуют социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся;
- вовлекают педагогов-предметников, родителей (законных представителей)
обучающихся, специалистов в организацию воспитательного процесса;
- пропагандируют здоровый образ жизни;
- информируют родителей (законных представителей) обучающихся об их
успехах или неудачах. Осуществляют управление деятельностью классного
20

родительского комитета, родительских клубов;
- координируют работу учителей-предметников, работающих в классе с целью
недопущения неуспеваемости и оказания обучающихся своевременной помощи в
учебе;
- регулярно проводят классные часы и другие внеурочные и внешкольные
мероприятия с классом;
- сохраняют традиции музейной педагогики: проводят экскурсии, уроки
мужества, уроки памяти, музейные уроки, ведут научно-исследовательскую и
проектную деятельность, организуют встречи с ветеранами Великой отечественной
войны, тружениками тыла, Вахты памяти.
- ведут документацию по классу (личные дела обучающихся, электронный
журнал, воспитательная программа, план воспитательной работы, анализ
воспитательной работы за год, отчеты, индивидуальные карты изучения личности
обучающегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и
т.д.);
-повышают свою педагогическую компетентность по вопросам психологии и
педагогики воспитательной работы, обобщают и распространяют опыт через работу
методического объединения классных руководителей и педагогических сообществ;
- соблюдают требования техники безопасности, обеспечивают сохранность
жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных
мероприятий.
Модуль «Школьный урок»
Педагоги МБОУ «Паньшинская СШ» в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами работают над ростом личностных
результатов каждого обучающегося, реализуют воспитательный потенциал урока,
целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями и ведущей
деятельностью обучающихся на всех уровнях образования.
На уроках применяется системно-деятельностный подход, технологии
развивающего обучения, критического мышления и другие. В процессе усвоения
знаний на уроках педагоги выполняют ряд важных воспитательных функций:
- просветительную: дает целостную и обоснованную картину мира, обогащает
системой духовно-ценностных ориентаций;
- воспитательную: формирует определенные морально-волевые качества и
эстетическое отношение к действительности;
- развивающую: активизирует деятельность мышления;
- организационную: является исходной позицией в практической деятельности
учащихся;
- прогностическую: основывается на знании законов общественного развития,
выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
Педагоги школы в процессе учебной деятельности:
 устанавливают доверительные отношения между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
21

активизации их познавательной деятельности;
 побуждают обучающихся соблюдать на уроке общепринятые
нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательных отношений,
принципы учебной дисциплины, соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся» и самоорганизации;
 привлекают внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организации их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 используют воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе, проведение музейных уроков;
 применяют на уроке интерактивные формы работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию (квесты, брейнринг, «Что? Где? Когда?», «Мозговой штурм» и др); дискуссий, семинаров, групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми и другим коммуникативным навыкам;
 включают в урок игровые технологии, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе: «Ролевая игра», «Деловая игра», «Подвижные игры», «Сюжетноролевые игры», «Дидактические игры», «Игра-путешествие», «Интеллектуальные
игры», «Коррекционные игры» и др.;
 используют ИКТ и дистанционные образовательные технологии, онлайн
обучение на платформах Урок цифры, Учи.ру, Яндекс.учебник, Сириус, РЭШ,
Единый Урок.
 инициируют и поддерживают проектную и исследовательскую деятельность:
защита проектов на районных конкурсах.
Изучая предметы общественно-гуманитарного цикла, мотивируют школьников
на принятие основных законов человеческого общества и перспективы его развития.
Центральное место в формировании мировоззрения в процессе воспитания
нравственно-эстетических чувств, практической и творческой деятельности занимают
предметы искусства: литературы, музыки, ИЗО, технологии.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы начального, основного и среднего
общего образования. План внеурочной деятельности МБОУ «Паньшинская СШ»
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет
общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной
деятельности, состав и структуру направлений и формы внеурочной деятельности.
Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерном классе, в
спортивном зале, в актовом зале.
22

Вовлечение детей и подростков во внеурочную деятельность организуется
классными руководителями на основе изучения потребностей и интересов детей и
родителей, с целью индивидуализации образовательного пространства школы:
индивидуальные беседы и опрос обучающихся, анкетирование родителей.
Направления и формы внеурочной деятельности педагогический коллектив
школы реализует через организацию видов деятельности: игровую, познавательную,
досугово-развлекательную, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую,
трудовую, проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество.
В рамках внеурочной деятельности мы применяем формы организации
обучающихся по интересам:
 Школьный спортивный клуб «Парус»;
 Работа Центра современного образования
«Точка роста» - изучение
предметных областей: информатики, ОБЖ и технологии.
 «Юные инспекторы дорожного движения», «Юные пожарники;
 «Школа безопасности»;
 Экологическое объединение «Зеленая страна»;
• Практикум «Казачество»;
 Всероссийские открытые уроки по профориентации на портале «ПроеКТОрия»;
 Волонтерское движение «ДОБРОволец»;
 Медиацентр «Голос школы»;
• «Уроки финансовой грамотности»;
• Логопедические занятия «От звука к слову, от слова к речи» (с логопедом
школы);
• Экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, праздники, концерты,
фестивали, субботники.
В школе реализуется оптимизационная модель организации внеурочной
деятельности, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все
педагогические работники. В каждом классе координирующую роль выполняет
классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебновспомогательным персоналом школы;
 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
 организует
систему
отношений
через
разнообразные
формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках кружковой деятельности, следующих выбранных
школьниками ее видов:

23

№
1
3
4

Название кружка

Направленность

Театральный
Художественное
«Юный инспектор движения» Социально- гуманитарное
«Шесть струн»
Художественное

Возраст
/классы
10-17 лет
6,7 классы
5-7 классы

5

«Пожарная безопасность»

Социальное

9-11 классы

6

«Танцевальный»

Художественное

7-9 классы

7
8

«Юнармия»
«Поисковый отряд»

Туристско-краеведческое
Туристско-краеведческое

6-11 классы
7-9 классы

9

«Баскетбол»

Физкультурно-спортивная

8-11 классы

10

«Настольный теннис»

Физкультурно-спортивная

5-9 классы

11

«Зеленая страна»

Естественнонаучное

13-17 лет

12

«История России»

Социально-педагогическое

14-17 лет

13

Туристско-краеведческое

12-17 лет

14

«Основы химической
защиты»
«Меткий стрелок»

Туристско-краеведческое.

14-17 лет

15

«Футбол»

Физкультурно-спортивное.

8-14 лет

16

«Информатика»

Научно-техническое

7-12 лет

17

Социальное

10-15 лет

18

«Первая медицинская
помощь»
«Лаборатория идей»

12-17 лет

19

«Шахматы»

Декоративно-прикладное
творчество
Общеинтеллектуальное

20

«Мастерская художника»

Художественное

7-14 лет
8-12 лет

Модуль «Работа с родителями»
Работа
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется с целью эффективного решения задач воспитания и обучения и
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы. Обязанности, функции, права
родителей определены Законом «Об образовании РФ», Уставом школы, локальными
актами, планом работы на учебный год.
Работа с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
24

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
1) На групповом уровне в МБОУ «Паньшинская СШ» созданы и работают
объединения с участием родителей, которые оказывают влияние на деятельность
учреждения по различным направлениям: «Совет родителей», «Родительские
комитеты классов», «Родительский патруль» (по предупреждению и профилактике
ДДТТ и правонарушений).

Организуется взаимодействие с родителями посредством школьных групп
ВК
https://vk.com/panshino
,
школьного
сайта
https://panshino.volgogradschool.ru/contacts
,
где
размещается
информация,
предусматривающая ознакомление родителей с важной информацией, школьными
новостями, успехами обучающихся: онлайн-приемная, родительские чаты.
Содержание и формы родительских собраний направлены на:
- просвещение по вопросам образования и воспитания детей;
- запрос и прояснение актуальной позиции родителей: диагностика,
анкетирование, беседы;
- профилактику последствий негативных форм родительского воспитания;
- консультирование родителей по вопросам психолого-педагогического,
правового, социального, профориентационного сопровождения, в том числе с
привлечением специалистов различного уровня.
Диагностика семей учащихся:
- «Выявление детского и семейного неблагополучия» 1-11 кл.
- «Социально-психологическое тестирование подростков 13-17 лет с целью
раннего выявления незаконного потребления психоактивных и психотропных
веществ на основе методического комплекса для выделения вероятностных
предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление психоактивных
веществ среди обучающихся в образовательных организациях» 7-11 кл.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям с целью поддержки
различных категорий обучающихся учащихся (одаренных, творческих).
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении проблем
семейного воспитания.
- Разрешение противоречий подросткового возраста. Участие родителей в работе
Школьной службы примирения, Совете профилактики.
- Профилактика формирования вредных привычек.
- Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных
объединений молодежи.
- Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей с привлечением специалистов субъектов
профилактики.
- Организация доступной психологической помощи для родителей в кризисных
ситуациях.
Профилактика деструктивных форм семейного воспитания.
- Рейды в семьи учащихся, состоящих в группе риска социально-опасного
положения.
- Организация занятости и отдыха детей.
25

- Мероприятия по профилактике жестокого обращения с детьми.
- Мероприятия по выявлению детей и подростков в деструктивных и
суицидальных группах в сети «Интернет».
- Организация и проведение информационно-профилактических мероприятий,
направленных на профилактику немедицинского потребления наркотических средств,
психотропных веществ, суицидальных рисков несовершеннолетних.
2) На уровне классов:
 классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей их класса;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
 классные родительские собрания (в том числе – дистанционные),
происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания обучающихсякласса;
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
3) На индивидуальном уровне:
Совместная деятельность родителей и школы:
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении традиционных
общешкольных и классных воспитательных мероприятий: (вечера встреч
выпускников, «Последний звонок» и др.);
- дни творчества детей и их родителей (изучение истории своего рода,
составление семейных альбомов, хобби моей семьи, развитие культуры семейных
отношений);
- открытые уроки, занятия по внеурочной деятельности, внеклассные
мероприятия;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по формированию
ЗОЖ (походы, экскурсии, соревнования, акции, вечера, турниры, конкурсы и др.) и
совместную трудовую деятельность: ремонт, благоустройство школы и др.
- семейные праздники «День мамы», «День отца», «День именинника», «День
бабушек и дедушек», и игровые семейные конкурсы «Ты, я, он, она - спортивная
семья»;
- работа с родителями детей разных категорий (одаренные, дети с особыми
образовательными потребностями, дети различных социальных категорий,
обучающиеся группы риска, ВШУ и др.);
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законныхпредставителей) вопросы;
- работа над созданием «портфолио» каждого обучающегося.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
26

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на
время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
Структурными составляющими школьного самоуправления являются орган
самоуправления «Романтики. РДШ» и ученическое самоуправление – совет
старшеклассников «Слово и Дело».
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
1) На уровне школы:
 через совет старшеклассников «Слово и Дело», «Романтики. РДШ» и
Ученический совет, в состав которого входят Президент ученического
самоуправления, вице-президент и лидеры ученического самоуправления 7 –
11- х классов.
 через деятельность Комитетов образования, труда и экологии,
здравоохранения, культурно-массовой работы, безопасности, возглавляемые
Председателями.
 через деятельность творческих Советов дела, отвечающих за проведение тех
или иныхконкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 чрез объединения детской организации «Романтики»;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе (Школьная служба примирения).
2) На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров: старосту класса, его заместителя, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса: комитеты образования, труда и
экологии, здравоохранения, культурно-массовой работы, безопасности,
возглавляемые председателями;
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
3) На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность

педагогов

и

школьников

по

направлению
27

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: в региональном проекте «Успех каждого ребенка»
обучающимся 6-11 классов, в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом
опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю
профориентацию, во Всероссийском проекте «Урок цифры», который развивает
интерес школьников к программированию и др.;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования: «Основы финансовой
грамотности» - 6 - 7 классы, «Я выбираю профессию» - 9 классы,
«Индивидуальный учебный проект» - 10–11 классы;
 работу детских объединений, пропагандирующих различные профессии: ЮИД,
ДЮП и др.
 учебно-производственный
курс
по
профессиональной
ориентации
обучающихся 9-11 кл. ОАО "НПГ "Сады Придонья";
 профориетанционная работа творческого объединения «PRO Active»
Волгоградского
Кооперативного
Института
(филиала)
Российского
Университета Кооперации;
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника
к
осознанному
планированию
и
реализации
своего
профессионального будущего;
 собрания для обучающихся и их родителей с приглашением представителей –
выпускников СПО и вузов;
 экскурсии на предприятие ОАО НПГ «Сады Придонья» и встречи с
профессионалами, представителями, руководителями, дающие школьникам
представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии,
возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на
данное предприятие.
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональнойдеятельности;
 дни открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
28

 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору













профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии.
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием
эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, спортивных и игровых
площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему
в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
1) На внешкольном уровне
29

 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

школьниками
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные
на преобразование окружающего школу социума: патриотические акции
«Забота», «Обелиск», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»;
 экологические – «Чистый берег», «Сохранить, чтобы помнить», акции
«Батарейка, сдавайся!» и «Сдай макулатуру - спаси дерево!», акция по
благоустройству территории поселка «Посади дерево», оказание помощи в
подготовке к школе учащихся из малообеспеченных семей и семей,
находящихся в социально-опасном положении (сбор канцелярских
принадлежностей, школьной одежды, обуви); и др.;
 организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с
родителями и детьми по темам: "Мой ребенок в автокресле" и "Безопасность
дорожного движения" и по популяризации световозвращающих элементов.
Акция "Я тебя не вижу".
2) На школьном уровне:
 Общешкольные праздники и коллективные творческие дела (далее – КТД) –
ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами по школьному календарю событий и в которых
участвуют все классы школы: «День Знаний», «День рождения Г.
Королевой», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества»,
«День учителя», «День самоуправления», «День Великой Победы», «День
Последнего звонка» и др.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение иминовых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
«Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники»,
«Прощание с начальной школой», «Посвящение в Юнармейцы» и др.
 спортивные КТД: спартакиады, спортивные игры родителей с учащимися,
встречи с выпускниками физических академий, веселые старты, «День
здоровья», ежедневная утренняя зарядка, спортивные (подвижные,
туристические) игры на местности, коллективный выезды на спортивные
соревнования.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, что способствует
поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
3) На уровне классов:
На уровне начального общего образования совместная направленная
деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в развитии
познавательной, творческой, социально-активной видах деятельности путем
30

стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему
выбираемых ответственных лиц.
На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса,
который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах
школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям
классного самоуправления.
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в школьном совете
старшеклассников.
4) На индивидуальном уровне:
 вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через
частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.

31

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все
педагоги — специалисты с большим опытом педагогической деятельности.
Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет
решающую роль в достижении главного результата – качественного и
результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на
повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию
научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у
самих педагогов интересов.
Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через:
- курсы повышения квалификации;
- регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научнопрактических конференциях;
- изучение научно-методической литературы;
- знакомство с передовыми научными разработками и российским
опытом.
Ведется работа школьного методического объединения классных
руководителей.
Кадровый состав школы: директор школы, заместитель директора по
воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, советник директора по воспитательной работе, классные
руководители (16 человек), педагоги – предметники (19 человек), социальный
педагог.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Школьные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной
деятельности https://panshino.volgogradschool.ru/sveden/document
Устав школы
Локальные акты:
Положение о Совете обучающихся
Положение о методическом объединении классных руководителей
Положение о Совете родителей
Положение о внеурочной деятельности
Положение о спортивном клубе
Положение о волонтерском движении
Положение о классном руководстве
Положение об ученическом самоуправлении
Положение о Совете по профилактике правонарушений среди
обучающихся
Положение о правилах поведения обучающихся
Положение о первичном отделении РДШ и др.
32

3.3

Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для
их
успешной
социальной
адаптации
и
интеграции
в
общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребѐнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
 соответствия
артефактов
и
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды,
символике общеобразовательной организации;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
33

соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др.
акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня
достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских
работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную
поддержку в проведении школьных дел.
Кроме того, практикуется такая форма поощрения проявлений активной
жизненной
позиции
обучающихся
и
социальной
успешности,
как
благотворительная поддержка.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может
заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных
дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм
совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических
работников.
Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей
(в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность
соответствуют укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут
согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают
(накапливают) артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения,
личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).
34

3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования,
установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей
среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогами, обучающимися и родителями;

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнѐрами);

распределѐнная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения
в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
35

2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается
на вопросах, связанных с качеством:

реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

деятельности классных руководителей и их классов;

проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

внешкольных мероприятий;

создания и поддержки предметно-пространственной среды;

взаимодействия с родительским сообществом;

деятельности ученического самоуправления;

деятельности по профилактике и безопасности;

реализации потенциала социального партнѐрства;

деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом
управления в общеобразовательной организации

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».