Положение о воспитательной работе (1)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом

Директор
И.А. Липатова

Протокол от 26.08.2025 №
15

01.09.2025

Положение о воспитательной работе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее – положение) устанавливает
особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников
МБОУ «Паньшинская сш им. Гули Королевой» (далее – школа) с целью создания
единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности
учащихся, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;

приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;

приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;

приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;


приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;

приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О
методических рекомендациях»;

письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Федерации».


1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательного
процесса в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида
деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы,
сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении
воспитания между педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы – развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.
2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях формирования и
развития личности совместно с семейными, общественными и социокультурными
институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим
достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации
образовательных программ школы.
2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам,
деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением
постоянного педагогического сопровождения группы учащихся, объединенных в
одном учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и
успешной социализации учащихся являются:

опора на духовно-нравственные ценности народов России,
исторические и национально-культурные традиции;

организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;

нравственный пример педагогического работника;

интегративность программ воспитания;

социальная востребованность воспитания;

поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;

признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).


3. Организация воспитательной работы в школе
3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ
школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых школой на основе федеральной рабочей программы воспитания и
федерального календарного плана воспитательной работы и утверждаемых школой
самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей,
представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса:
педагогами, детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися,
является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям,
взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам
воспитания детей. Задача классных руководителей создавать условия для
самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей
главной социальной роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель
методического объединения классных руководителей.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что
воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим
работником как в отношении каждого учащегося, так и в отношении класса как
микросоциума. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные

возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья,
семейные и прочие условия жизни учащихся, а также характеристики класса как
уникального ученического сообщества с определенными межличностными
отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с
семьями учащихся, другими педагогическими работниками школы,
взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией
общеобразовательной организации. Классный руководитель также взаимодействует с
внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей воспитания
учащихся.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и
вариативная части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации учащихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации учащихся
в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого учащегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;

обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные
мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;

содействие успешной социализации учащихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них
опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с
использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося класса
на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребенка в семье;

выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся в
психологической помощи;

профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;


содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;

поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие развитию
их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов учащихся,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.


2. Деятельность по воспитанию и социализации учащихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности
достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия учащихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозы физическому и психическому здоровью учащихся;

профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.



3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах учащихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого
ребенка;

регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о
внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся и другими участниками
образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых мероприятий,
оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания,
личностного развития детей.


4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности
школы;

взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности учащихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей учащихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам
вовлечения учащихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
учащихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с
целью организации комплексной поддержки учащихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации.


5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению учащихся;

участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации учащихся в рамках социально-педагогического
партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.


6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на
основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
основной образовательной программы соответствующего уровня.

4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в
зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например, в
классе с устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок воспитательной
работы классного руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у
учащихся, координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи в
образовательную деятельность учащихся и т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы.
4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с
учащимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних
учащихся, в том числе:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы
самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты,
походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры,
родительские собрания и др.).


5. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе
5.1. Подъем Государственного флага РФ в школе осуществляется каждый понедельник
в начале еженедельной общешкольной линейки. Спуск Государственного флага
РФ осуществляется каждую пятницу после 7-го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в школе осуществляется при проведении
торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том
числе мероприятий модуля «Основные школьные дела», а также во время церемоний
награждения. Вынос Государственного флага РФ сопровождается исполнением
Государственного гимна РФ.
5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет школьный
знаменный отряд. В состав школьного знаменного отряда могут входить лучшие
обучающиеся 5–11-х классов, добившиеся выдающихся результатов в учебной,
научной, спортивной, творческой и иной деятельности. Состав школьного знаменного
отряда утверждается приказом директора в начале учебного года.
5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется:
перед первым уроком в день начала нового учебного года;
по понедельникам перед первым уроком в начале проведения
еженедельной общешкольной линейки;

при проведении торжественных, организационных, воспитательных,
конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые
общешкольные дела»;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам.




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».