Положение о школьной профориентационной службе (1)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом
Протокол от 26.08.2025 №
15

Директор
И.А. Липатова

01.09.2025

Положение о школьной профориентационной службе
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МБОУ «Паньшинская сш им. Гули Королевой»
(далее – Школа) реализуется в соответствии с письмами Минпросвещения от
01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации», от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 «О направлении Методических
рекомендаций по реализации профориентационного минимума в образовательных
организациях РФ и Порядка реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования , Методическими
рекомендациями по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6–11
классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования (письмо Минпросвещения от
23.08.2024 № АЗ-1705/05 «О направлении информации»).
1.2. Профориентационная работа в школе основывается на дифференцированном
подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и психологические
особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации, жизненные планы,
уровень образовательных результатов.
1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые,
групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы,
семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи,
службы занятости, общественных молодежных организаций.
1.5. Цель профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников к профессиональному самоопределению через активизацию процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому

себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет формирования соответствующих
знаний и умений, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в
самосовершенствовании.
1.6. Задачи профориентационной работы в школе:
создать школьную систему комплексной квалифицированной работы
по профориентационной работы с обучающимися, в том числе систему
профессионального просвещения и консультирования обучающихся;

организовать участие педагогического коллектива, родительской
общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений
в процессе профориентации обучающихся;

способствовать профессиональному самоопределению обучающихся
через вовлечение в различные виды деятельности, в том числе творческой, в
учебное и внеучебное время;

способствовать формированию у обучающихся сознательного подхода
к выбору профессии в соответствии с их интересами, состоянием здоровья и
особенностями и с учетом потребности региона в кадрах;

способствовать формированию у обучающихся профессиональных
намерений на основе комплексного изучения личности обучающихся с
учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния
здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

обеспечить профориентационную направленность учебных программ и
учебно-воспитательного процесса в целом;

обеспечить дифференцированное обучение школьников для более
полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и
склонностей;

обеспечить использование возможностей социально-психологической
службы школы для организации и проведения профориентационной работы.


2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы.
Содержание профориентационной работы описано в рабочих программах воспитания
НОО, ООО и СОО и конкретизировано в календарных планах воспитательной работы
уровней НОО, ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных планах ООО и
СОО.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными видами производства, состоянием рынка труда,
потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и
условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать
люди соответствующей профессии, возможностями профессионально

квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой
деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного
решения о выборе профессионального пути;

профессиональный подбор – представление рекомендаций
обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности,
наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим,
физиологическим особенностям, на основе результатов психологической,
психофизической и медицинской диагностики;

профессиональная, производственная и социальная адаптация –
система мер, способствующих профессиональному становлению работника,
формированию у него соответствующих социальных, профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание
профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего
образования.
2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена:
на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в
жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной
на участии детей в различных видах деятельности.


2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
2.3.2.1. В 5–7-х классах:
на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;

формирование образа «Я»;

приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, педагогике,
сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение
обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.


2.3.2.2. В 8–9-х классах:
на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и
факультативных курсов;

групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания
помощи в выборе профиля обучения.


2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена:

на формирование навыков самообразования, саморазвития;
определение и формирование профессиональных качеств для работы в
интересующих обучающегося профессиональных областях;

коррекцию профессиональных планов;

оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.



3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:
через единство всех видов образовательной деятельности
обучающихся;

взаимодействие с учреждениями среднего и высшего
профессионального образования;

взаимодействие с предприятиями (организациями).


3.2. Профориентационная работа реализуется в рамках Единой модели
профориентации школьников и в соответствии с письмами Минпросвещения от
01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации», от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 «О направлении Методических
рекомендаций по реализации профориентационного минимума в образовательных
организациях РФ и Порядка реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году»,
Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профориентации
обучающихся 6–11 классов образовательных организаций РФ, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования
(письмо Минпросвещения от 23.08.2024 № АЗ-1705/05 «О направлении информации»).
3.3. Профориентационная работа может реализоваться в форматах:










внеурочная деятельность;
урочная деятельность;
взаимодействие с родителями/законными представителями;
практико-ориентированный модуль;
профессиональное обучение;
профильные предпрофессиональные классы;
детско-взрослые саморазвивающиеся сообщества;
детские общественные объединения;
дополнительное образование.

3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В
ее состав входят заместитель директора, педагоги-навигаторы, классные руководители,
педагоги-предметники, библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог,
медицинский работник, детские профориентационные общественные объединения,
родители/законные представители.
3.5. В школе могут быть созданы детские профориентационные общественные
объединения и детско-взрослые саморазвивающиеся сообщества, которые ведут
профориентационную работу через разнообразные виды деятельности

(исследовательская, проектная деятельность, мастер-классы, выставки работ, встречи
со специалистами различных профессиональных областей, творческие мастерские и
т.д.).
4. Обязанности школьной службы профориентации
4.1. Ответственным за работу школьной службы профориентации и организацию
профориентационной работы в школе является заместитель директора школы по
воспитательной работе.
4.1.1. Функции ответственного за профориентационную работу:
управление деятельностью школьной профориентационной службы, ее
контроль и координация;

поддержание связей школы с социальными партнерами школы в
рамках реализации Единой системы профориентации обучающихся на уровне
основного и среднего общего образования;

планирование, организация, контроль и координация деятельности
педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к
профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с ООП
ОО;

анализ и коррекция профориентационной деятельности
педагогического коллектива: консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на профессиональное самоопределение обучающихся;

участие в совещаниях педагогического совета и производственных
совещаниях по проблемам профильного и профессионального
самоопределения обучающихся;

организация участия одаренных обучающихся в олимпиадах и
конкурсах разного уровня;

своевременное повышение компетентности классных руководителей,
педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога,
педагога-библиотекаря по вопросам профориентации и профессионального
самоопределения обучающихся;

контроль деятельности классных руководителей, педагоговпредметников, педагога-психолога, социального педагога, педагогабиблиотекаря в рамках профильного обучения и профессионального
самоопределения обучающихся;

контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной
подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы,
элективные курсы, профессиональные пробы, исследовательские проекты и
т.п.).


4.2. Педагоги-навигаторы
4.2.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей
реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.

4.2.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагоги-психологи,
педагогические работники начального, основного и среднего общего образования,
дополнительного образования.
4.2.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе
ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа направлена на
совершенствование профессиональных компетенций по формированию осознанности
и готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся 6–11-х классов.
4.2.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
4.2.5. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее»,
собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики
и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия
профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию.
4.3. Классные руководители
4.3.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в
части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, предусматривает в плане воспитательной
работы с классом мероприятия по поддержке профессионального самоопределения
обучающихся конкретного класса.
4.3.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной
работы с учениками:
индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;

психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте
ученика (портфолио);

помощь обучающимся в выборе образовательной траектории:
определении профильного обучения и профессионального становления,
анализе достижений, формировании портфолио;

организация посещения обучающимися дней открытых дверей в
высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования;

организация тематических и комплексных экскурсий класса на
предприятия;

помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования
обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших
учебных заведений и обучающимися организаций среднего
профессионального образования;

родительские собрания с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.


4.4. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу по следующим
направлениям:
показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;

вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

знакомят обучающихся с миром профессий;

способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т. д.;

обеспечивают профориентационную направленность уроков,
формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные
навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;

адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.




4.5. Педагог-библиотекарь
Педагог-библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся (по
годам обучения) по профориентации;

изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им
литературу, помогающую в выборе профессии;

организует групповые чтения, читательские диспуты и иные
мероприятия на темы выбора профессии;

накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.
д.).


4.6. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:

способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной
самооценки через оказание им педагогической поддержки в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;

консультирует обучающихся по социальным вопросам;

анализирует социальные факторы, затрудняющие процесс
самоопределения школьника, дает объективную оценку их влияния;

консультирует классных руководителей, педагогов-предметников по
вопросам профессионального самоопределения обучающихся в соответствии
с социальными факторами.


4.7. Педагог-психолог
Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и
их родителей/законных представителей;

проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;

осуществляет психологическое просвещение родителей/законных
представителей и педагогов на тему выбора профессии;

консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;

выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;

помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;

создает базу данных по профессиональной диагностике.



4.8. Медицинский работник
Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
способствует формированию у школьников установки на здоровый
образ жизни;

проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности
профессиональной карьеры и здоровья человека;

проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии
той или иной профессии на состояние здоровья человека.


4.9. Родители (законные представители)
Родители (законные представители) вовлечены в профориентационную работу через
следующие виды деятельности:
участвуют в публичном освещении своей профессии перед
обучающимися;


участвуют в организации посещения обучающимися дней открытых
дверей в высших учебных заведениях и организациях среднего
профессионального образования, а также других организаций и предприятий;

участвуют в родительских собраниях с обсуждением проблем
формирования готовности обучающихся к профессиональному
самоопределению;

участвуют в деятельности детско-взрослых саморазвивающихся
сообществ и детских профориентационных общественных объединений;

участвуют в организации и проведении совместных КТД,
олимпиадах, конкурсах.


5. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:
настоящее положение о профориентационной работе;
ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и
календарные планы воспитательной работы по уровням образования.




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».