Положение о профориентационной работе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО

«Паньшинская сш им. Гули Королевой»

педагогическим советом
Протокол от 26.08.2025 №
15

УТВЕРЖДАЮ
Директор

И.А. Липатова

01.09.2025

Положение о профориентационной работе
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МБОУ «Паньшинская сш им. Гули Королевой»
(далее – Школа) реализуется в соответствии с методическими
рекомендациями, направленными в письме Минпросвещения от 23.08.2024 № АЗ1705/05, и Порядком реализации профминимума, направленным в письме
Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ-1773/05.
1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и
психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации,
жизненные планы, уровень образовательных результатов.
1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые,
групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы,
семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи,
службы занятости, общественных молодежных организаций.
1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому
себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими
знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в
самосовершенствовании.
1.6. Задачи профориентационной работы в школе:
обеспечить профориентационную направленность учебных программ,
пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе


педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов
соответствующих организаций и учреждений;

создать систему квалифицированной и комплексной
профориентационной работы с обучающимися;

сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору
профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и
особенностями и с учетом потребности региона в кадрах;

формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе
комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей региона в кадрах;

привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам
творчества, повышающего его роль в выборе профессии;

создать систему профессионального просвещения и консультирования
обучающихся;

обеспечить дифференцированное обучение школьников для более
полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и
склонностей;

обеспечить использование возможностей психологической службы
школы для организации и проведения профориентационной работы.
2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы.
Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания
обучающихся, конкретизировано в календарных планах воспитательной
работы уровней НОО, ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных
планах ООО и СОО.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными видами производства, состоянием рынка труда,
потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и
условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать
люди соответствующей профессии, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой
деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного
решения о выборе профессионального пути;

профессиональный подбор – представление рекомендаций
обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности,
наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим,
физиологическим особенностям, на основе результатов психологической,
психофизической и медицинской диагностики;

профессиональная, производственная и социальная адаптация –
система мер, способствующих профессиональному становлению работника,
формированию у него соответствующих социальных, профессиональных


качеств, установок и потребностей к активному творческому труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание
профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего
образования.
2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена:
на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в
жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной
на участии детей в различных видах деятельности.


2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
2.3.2.1. В 5–7-х классах:
на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;

формирование образа «Я»;

приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике, культуре.


Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
2.3.2.2. В 8–9-х классах:
на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и
факультативных курсов;

групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания
помощи в выборе профиля обучения.


2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена:
на формирование навыков самообразования, саморазвития;
определение и формирование профессиональных качеств для работы в
интересующих обучающегося профессиональных областях;

коррекцию профессиональных планов;

оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.



3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:
через единство всех видов образовательной деятельности
обучающихся;


взаимодействие с учреждениями среднего и высшего
профессионального образования;

взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).


3.2. Профориентационная работа реализуется на основном уровне профминимума.
3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах:






внеурочная деятельность;
урочная деятельность;
взаимодействие с родителями/законными представителями;
практико-ориентированный модуль;
дополнительное образование.

3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В
ее состав входят ответственный за профориентацию в школе, педагоги-навигаторы,
классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, социальный педагог,
педагог-психолог, медицинский работник, детские профориентационные
общественные объединения.
4. Ответственные за профориентационную работу в школе
4.1. Ответственными за профориентационную работу в школе являются заместители
директора школы по УВР и ВР.
4.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и
управление профориентационной работой в школе, в том числе:
поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего
образования;

планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности обучающихся к профильному и профессиональному
самоопределению в соответствии с основной образовательной программой
образовательной организации;

анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на самоопределение обучающихся);

проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;

организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах
разного уровня;

контроль своевременного повышения компетентности в области
самоопределения обучающихся классными руководителями; учителями,
преподающими на уровне начального общего образования; педагогамипредметниками; школьным психологом; библиотекарем;

контроль деятельности классных руководителей, воспитателей,
педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога,


библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального
самоопределения обучающихся;

контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной
подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы,
элективные курсы, исследовательские проекты).
5. Педагоги-навигаторы
5.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей
реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.
5.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники
основного и среднего общего образования, дополнительного образования.
5.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе
ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа направлена на
совершенствование профессиональных компетенций по формированию осознанности
и ГПС у обучающихся 6–11-х классов.
5.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
5.6. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее»,
собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики
и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия
профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию.
5. Классные руководители
5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в
части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки
самоопределения обучающихся конкретного класса.
5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной
работы с учениками:
индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;

психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте
ученика (портфолио);

помощь обучающимся в выборе образовательной траектории:
определении профильного обучения и профессионального становления,
анализе достижений, формировании портфолио;

организация посещения обучающимися дней открытых дверей в
высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования;


организация тематических и комплексных экскурсий класса на
предприятия;

помощь школьному психологу в проведении анкетирования
обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших
учебных заведений и обучающимися организаций среднего
профессионального образования;

родительские собрания с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.


6. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу
по следующим направлениям:
показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;

вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

знакомят обучающихся с миром профессий;

способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т. д.;

обеспечивают профориентационную направленность уроков,
формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные
навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;

адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.




7. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в
помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по
профориентационной работе;

изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им
литературу, помогающую в выборе профессии;

организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на
темы выбора профессии;

накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие


вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.
д.).
8. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной
самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся
группы риска в процессе их профессионального и жизненного
самоопределения;

консультирует обучающихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и
оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения
школьника.


9. Педагог-психолог
Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и
их родителей;

проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;

осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на
тему выбора профессии;

консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;

выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;

помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;

создает базу данных по профессиональной диагностике.



10. Медицинский работник
Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
способствует формированию у школьников установки на здоровый
образ жизни;

проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности
профессиональной карьеры и здоровья человека;


проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии
той или иной профессии на состояние здоровья человека.


11. Детские профориентационные общественные объединения
В школе действуют детские профориентационные общественные объединения,
которые ведут профориентационную работу через разнообразные виды деятельности.
12. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:
настоящее положение о профориентационной работе;
ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и
календарные планы воспитательной работы по уровням образования.




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».