Положение о школьной библиотеке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом
Протокол от 26.08.2025 №
15

Директор
И.А. Липатова

01.09.2025

Положение о библиотеке
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МБОУ
«Паньшинская сш им. Гули Королевой» (далее – образовательная организация).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Минкультуры от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов,
входящих в состав библиотечного фонда» с учетом письма Минобразования от
23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения», Методических рекомендаций ФГБНУ «НПБ им.
К.Д. Ушинского» от 31.05.2017, рекомендаций Минкультуры от 12.09.2017 по работе
библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских
материалов.
1.3. Библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
созданным в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и
правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной
организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают
в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения содержания основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни

в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям)
обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов образовательной организации;

воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;

содействие развитию познавательных интересов и способностей
обучающихся;

формирование навыков независимого библиотечного пользователя,
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

содействие педагогическим работникам в подборе научнометодической литературы, информирование о новых поступлениях в
библиотечный фонд;

совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.


2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
комплектует основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;

участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками
из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию
при реализации указанных образовательных программ;

аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной
организации (публикаций и работ педагогов образовательной организации,
лучших научных работ и рефератов учащихся и др.);

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю образовательной организации.


2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности;

содействует педагогическим работникам в организации
образовательного процесса и досуга обучающихся.



2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием обучающихся;

содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению
квалификации, проведению аттестации;

осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций);

способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий
по работе с информационными ресурсами.


2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;

консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;

консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой, который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Заведующий библиотекой несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю
образовательной организации на утверждение следующие документы:





положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
положение о платных услугах библиотеки;
планово-отчетную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит:
абонемент;
читальный зал;
отдел учебников;
отдел информационно-библиографической работы;
фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и
сетевыми документами;

медиатека.






3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
планами работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом образовательной организации.
3.8. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой с учетом
режима работы образовательной организации. Один раз в месяц предусматривается
санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная,
акт), включающим список поступивших документов;

составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;

регистрация поступивших документов в регистрах суммарного,
группового и индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный
фонд. Технология формирования»).


4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Документы, включенные в Федеральный список
экстремистских материалов (далее – ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте
Минюста (http://minjust.ru/ru/extremist-materials), приобретать запрещено, при
выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу
суммарного учета документов основного фонда».

Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не
больше чем 1,5 × 4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа —
на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом
нижнем углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель
ставится только на обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в
электронной базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета
учебного фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту
фамилий авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они
регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в
соответствии с пунктом 4.3.1 настоящего положения;

установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радиочип,
иной вид маркировки);

изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт
учебника приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при
выдаче читателю.


Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию,

утрату. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании
анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в
перераспределении и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по
причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе
хакерской атаки и невосстановимого сбоя электронного оборудования) или
социального характера, по неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в
соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их
списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством РФ.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с
периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного
заведующим библиотекой.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи
документов;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации образовательной организации.


5.3. Проверка фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в
ФСЭМ, проводится:
при поступлении новых документов в фонд;
систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки
ФСЭМ со справочно-библиографическим аппаратом фонда библиотеки.



5.4. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и
хранит его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если
какие-то документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту
прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве документов
библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе
по неустановленной причине. В акте также указываются номер и дата акта
предыдущей проверки.
При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.
5.5. Для проверки библиотечного фонда образовательной организации на предмет
наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, в образовательной организации
создается специальная Комиссия по сверке библиотечного фонда с Федеральным
списком экстремистских материалов, выявлению, изъятию и уничтожению
экстремистских материалов (далее – Комиссия по проверке экстремистских
материалов), которая систематически (не реже одного раза в три месяца) осуществляет
проверку библиотечного фонда образовательной организации на предмет наличия в
нем документов, включенных в ФСЭМ, путем сверки ФСЭМ со справочнобиблиографическим аппаратом фонда.
При выявлении документа, включенного в ФСЭМ, на этапе комплектования фонда
указанный документ не подлежит включению в библиотечный фонд образовательной
организации.
В случае выявления документа, включенного в ФСЭМ и уже находящегося в фонде
библиотеки образовательной организации, документ исключается из библиотечного
фонда и подлежит уничтожению.
6. Порядок пользования библиотекой
6.1. Запись обучающихся образовательной организации в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников образовательной организации, родителей (иных законных представителей)
обучающихся – по паспорту. Перерегистрация пользователей библиотеки
производится ежегодно.
6.2. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи
пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
6.3. Порядок пользования абонементом:
6.3.1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
двух документов одновременно.
6.3.2. Максимальные сроки пользования документами:


учебники, учебные пособия – учебный год;

научно-популярная, познавательная, художественная литература –
один месяц;

периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.


6.3.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
6.4. Порядок пользования читальным залом.
6.4.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.
6.4.2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
6.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке.
6.5.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем образовательной организации, и в
присутствии сотрудника библиотеки.
6.5.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
6.5.3. Пользователь имеет право работать с собственным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки.
6.5.4. По всем вопросам поиска информации в интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам интернета,
предполагающим оплату.
6.5.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
7. Права и обязанности библиотеки
7.1. Работники библиотеки имеют право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
образовательной организации и положении о библиотеке;

проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;

определять источники комплектования информационных ресурсов;

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;

участвовать в управлении образовательной организации в порядке,
определяемом уставом;


участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.


7.2. Работники библиотек обязаны:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;

информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;

осуществлять плановые и внеплановые проверки библиотечного фонда,
регулярно осуществлять проверку библиотечного фонда образовательной
организации на предмет наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ;

обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, основными образовательными программами
образовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;

совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;

обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой образовательной организации;

отчитываться в установленном порядке перед руководителем
образовательной организации.


8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;

продлевать срок пользования документами;

получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;

получать консультационную помощь в работе с информацией при
пользовании электронным и иным оборудованием;

участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.


8.2. Пользователи библиотеки обязаны:


соблюдать правила пользования библиотекой;

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;

поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;

убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;

расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1–4-х классов);

возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;

полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательном учреждении.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».