Положение о внутришкольном учете

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом
Протокол от 26.08.2025 №
15

Директор
И.А. Липатова

01.09.2025

Положение
о внутришкольном учете отдельных категорий несовершеннолетних в МБОУ
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»»
1. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном учете (далее – Положение) подготовлено
на основании следующих нормативных правовых актов:
Семейный кодекс;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

устав МБОУ «Паньшинская сш им. Гули Королевой » (далее – школа).



1.2. Положение определяет порядок организации учета отдельных категорий
несовершеннолетних в школе (далее – учет).
1.3.
При
осуществлении
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними, в отношении которых организован учет в школе,
применяются Методические рекомендации по
вопросам
совершенствования
индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением
(письмо Минобрнауки от 28.04.2016 № АК-923/07).
1.4. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе является
формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних, подлежащих
учету, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ и
использование данной информации для принятия управленческих решений,
направленных
на
организацию
защиты
прав
и
законных
интересов

несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушении, устранение
причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
1.5. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе
являются:
обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в
оказании помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с
ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и(или)
антиобщественных действий;

систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих
учету, необходимой для организации индивидуальной профилактической
работы, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (далее – профилактика);

обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих
учету;

определение оснований и приоритетных направлений плановой работы
по профилактике и индивидуальной профилактической работе;

обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по
профилактике и индивидуальной профилактической работе.


1.6. Основным требованием, предъявляемым к организации учета, является
актуализация данных, определяющих количественный состав несовершеннолетних
(приложение 1), а также качественные характеристики их статуса и проводимой с ними
работы, в срок не более трех рабочих дней с момента поступления информации.
Формирование и использование данных учета осуществляется с соблюдением
требований обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных.
1.7. Организация учета регламентируется Положением и обеспечивается (в том числе в
части принятия решения о постановке на учет/снятии с учета) руководителем
школы и коллегиальным органом – Советом профилактики.
1.8. Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел, несовершеннолетних,
подлежащих учету (при их наличии), осуществляется социальным педагогом школы, а
в случаях его отсутствия, иным лицом, на которое руководителем школы возложены
обязанности по ведению учета.
1.9. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по профилактике,
индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем школы, а
также лицом, на которое руководителем школы возложены указанные обязанности.
1.10. В рамках осуществления федерального статистического наблюдения данные учета
(приложение 2) не реже одного раза в течение учебного года направляются
руководителем школы в территориальную (муниципальную) комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
2. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе
2.1. В школе учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:

а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального
закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», в отношении которых органы и учреждения
системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу;
б) поставленные на учет с согласия руководителя школы, нуждающиеся в социальнопедагогической реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними
работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или)
антиобщественных действий согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», в том числе соответствующие решения могут
применять в отношении следующих категорий:
вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения
антиобщественной направленности;

проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения,
аутоагрессии;

систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия
в школе;

систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие
неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка
и иных локальных нормативных актов школы;

совершившие самовольные уходы из семей.


3. Основания для учета несовершеннолетних в школе
3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использования, передачи
(распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления,
уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной
профилактической работы в его отношении, в том числе с использованием
информационных систем.
3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в подпункте
«а» пункта 2.1 Положения, являются сведения, поступившие из органов и учреждений
системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1
статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и(или)
постановление
территориальной
(муниципальной)
комиссии
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения, является решение руководителя школы по представлению Совета
профилактики.
3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте
2.1 Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» является утвержденное руководителем школы заключение по

результатам проведенной проверки по существу поступивших жалоб, заявлений или
других сообщений (приложение 3).
4. Порядок учета несовершеннолетних в школе
4.1. Поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения
об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи
5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
постановления
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних с резолюцией руководителя школы «Для постановки
на учет» незамедлительно передаются лицу, ответственному за ведение учета, для
внесения в срок не более трех рабочих дней с момента регистрации информации в
школе в Журнал учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, в
отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в школе
(приложение 4) (далее – Журнал учета), а также для обеспечения направления в
территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав (при наличии необходимости) предложений в рамках компетенции и
имеющихся в школе возможностей для включения в межведомственные планы
(программы)
индивидуальной
профилактической
работы,
утверждаемые
территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите
их прав (в случае их разработки).
4.2. Ведение Журнала учета осуществляется на бумажном и электронном носителе.
4.3. Датой постановки несовершеннолетнего на учет в школе в указанном в пункте 4.1
Положения случае является дата фиксации сведении в Журнале учета.
4.4. В случае поступления в школу информации о выявлении несовершеннолетних,
указанных
в
подпункте
«б»
пункта
2.1 Положения,
при
непосредственном выявлении сотрудниками школы указанных несовершеннолетних,
социальный педагог, педагог-психолог школы, либо классный руководитель
обучающегося несовершеннолетнего в соответствии с Положением направляют
руководителю школы или в Совет профилактики обоснованное представление о
необходимости учета несовершеннолетнего (приложение 5).
4.4.1. Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается
руководителем школы или Советом профилактики не позднее десяти дней с момента
его получения.
4.4.2. По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено
одно из следующих решений:
об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной
профилактической работы, направленной на устранение причин,
послуживших его основанием;

о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;


о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации
контроля за его поведением со стороны классного руководителя, иного
педагога школы (куратора).


4.4.3. В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и
организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в
Журнал учета.
4.4.4. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо
наложением резолюции на представление о необходимости учета несовершеннолетнего.
4.5. Учет несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в
случаях, установленных пунктом 4.1 Положения, включает процедуру рассмотрения
представления о необходимости учета несовершеннолетних Советом профилактики,
установленную пунктом 4.2 Положения, для обеспечения коллегиальности выработки
перечня эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в
отношении несовершеннолетнего.
4.6. Решение об учете несовершеннолетнего в срок не более трех рабочих дней с
момента осуществления учета доводится до сведения:
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
руководителя школы (в случае принятия решения Советом
профилактики);

классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося;

представителя органа или учреждения системы профилактики,
представившего сведения школе;

территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;

иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении
необходимости организации взаимодействия).



4.7. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта
2.1 Положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется школой во
взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно
межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы,
утвержденным
территориальной
(муниципальной)
комиссией
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения постановлений
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей.
4.8. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение
причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно планам,
программам и иным документам индивидуального планирования работы в отношении
несовершеннолетнего, утвержденных руководителем школы. По инициативе школы
также в индивидуальной профилактической работе могут участвовать иные органы и
учреждения системы профилактики.

4.9. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе,
формируются наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего
приобщаются:
документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета
несовершеннолетнего;

сведения об информировании родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего о постановке его на учет;

справка об установочных данных несовершеннолетнего;

акт о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним;

акты обследования условий жизни несовершеннолетнего;

характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя,
куратора (оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением
динамики произошедших изменений в поведении);

сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение
учебного периода;

сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение
учебного периода (с указанием причин отсутствия);

сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним и его семьей;

планы, программы и иные документы индивидуального планирования
работы в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые;

результаты диагностик, анкетирования, тестирования
несовершеннолетнего;

рекомендации педагога-психолога классному руководителю,
социальному педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения
об их реализации;

отчеты, служебные записки, докладные сотрудников школы и иные
документы, свидетельствующие о проводимой с несовершеннолетним работе;

сведения об организации воспитательной работы, общественнополезной, культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости
несовершеннолетнего в школе, организациях дополнительного образования и
иных, участии в деятельности детских и молодежных общественных
организациях, движениях, ученическом самоуправлении;

сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия
различных видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями
системы профилактики;

сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в
отношении несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на
заседаниях территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;

документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с
учета в школе (ходатайства о снятии с учета);

иные документы необходимые для организации работы с
несовершеннолетним.


5. Основания прекращения учета несовершеннолетних в школе
5.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в школе
являются:

а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и школой;
б) достижение восемнадцатилетнего возраста;
в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная
динамика поведения, в связи с улучшением ситуации.
5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта
2.1 Положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии постановления
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав о прекращении индивидуальной профилактической работы.
5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету указанного в
подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в другую образовательную организацию, и
выявления необходимости продолжения проведения в отношении него индивидуальной
профилактической работы, информация о прекращении учета с приложением
характеризующих материалов на несовершеннолетнего незамедлительно направляется
в территориальную (муниципальную) комиссию но делам несовершеннолетних и
защите их прав, в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний
продолжает обучение.
5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта
2.1 Положения учет прекращается по мотивированному представлению (приложение 6)
социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, направленному
руководителю школы или в Совет профилактики, которое подлежит рассмотрению в
срок не более пяти рабочих дней с момента поступления.
5.4.1. По результатам рассмотрения представления о прекращении
несовершеннолетнего может быть принято одно из следующих решений:

учета

о прекращении учета;
о прекращении учета и об организации контроля за поведением
несовершеннолетнего со стороны его классного руководителя, иного педагога
школы (куратора);

об отказе в прекращении учета.



5.4.2. В случае принятия решения об отказе в прекращении учета несовершеннолетнего
и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета для внесения в
Журнал учета.
5.4.3. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо
наложением резолюции на представление о необходимости прекращения учета
несовершеннолетнего.
5.4.4.
Решение
о
прекращении
учета
несовершеннолетнего
профилактики оформляется в виде протокола заседания.

Совета

5.4.5. Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до сведения его
родителей (законных представителей), руководителя школы, а также территориальной
(муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.5. Лицом, ответственным за ведение учета, фиксируется в Журнале учета решение о
прекращении учета несовершеннолетнего в школе с указанием оснований, а также
обеспечивается направление информации о прекращении учета несовершеннолетнего в
территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав в срок не более пяти рабочих дней с момента принятия решения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».