Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Паньшинская сш им. Гули Королевой»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом
Директор
И.А. Липатова
Протокол от 26.08.2025 №
15
01.09.2025
Положение о порядке ведения тетрадей по предметам в МБОУ «Паньшинская сш
им. Гули Королевой»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №
637-р;
письмом Минпросвещения от 23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об
использовании рабочих тетрадей»;
уставом Школы
иными локальными актами Школы.
1.2. Тетрадь по предмету (ученическая тетрадь) – изданное типографским способом
средство обучения, которое используется в учебном процессе для организации
познавательной деятельности на уроках по предметам учебного плана и выполнению
домашних заданий обучающимися. Тетради по предметам должны соответствовать
требованиям безопасности.
1.3. Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат,
способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного
предмета. Обеспечение обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции
общеобразовательной организации.
2. Количество и назначение тетрадей по предметам
2.1. Ведение тетрадей по каждому предмету учебного плана (за исключением
физической культуры) учащимися с 1-го по 11-й класс является обязательным.
2.2. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради:
классная работа;
домашняя работа;
контрольная работа;
творческая работа.
Формы работ:
сочинение;
изложение;
эссе;
рецензия;
лабораторная работа;
практическая работа.
2.3. В соответствии с типами и формами письменных работ тетради делятся по
назначению на виды:
тетради по предмету для классных и домашних работ;
тетради по предмету для контрольных работ;
тетради по предмету для творческих работ/работ по развитию речи;
тетради по предмету для лабораторных работ (по физике, химии,
биологии);
тетради по предмету для практических работ (по географии).
2.4. Ученики должны иметь следующее количество тетрадей по предмету для
выполнения письменных работ, а также текущих контрольных письменных работ.
Предмет
Русский язык
1–9-е классы
Количество тетрадей
10–11-е классы
Две тетради по предмету
для классных и домашних
Две тетради: одна тетрадь
по предмету для классных
работ, тетрадь для
и домашних работ и
контрольных
тетрадь для контрольных
работ, тетрадь по развитию работ
речи
Одна тетрадь по предмету
для классных и домашних
работ. В 9-м классе одна
тетрадь для творческих
работ
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ и одна –
для творческих работ
(сочинений)
Математика
Две тетради по
предмету для классных и
домашних работ и одна
тетрадь для контрольных
работ
Две тетради по предмету
для классных и домашних
работ и одна тетрадь для
контрольных работ
Алгебра
Две тетради по
предмету для классных и
домашних работ и одна
тетрадь для контрольных
работ
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
тетрадь для контрольных
работ
Геометрия
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
тетрадь для контрольных
работ
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
тетрадь для контрольных
работ
Вероятность и статистика
Одна тетрадь по предмету
для классных и домашних
работ, одна тетрадь для
контрольных работ
Одна тетрадь по предмету
для классных и домашних
работ, одна тетрадь для
контрольных работ
Иностранный язык
Одна тетрадь для классных Одна тетрадь для классных
и домашних работ и
и домашних работ и
словарь
словарь
Физика, химия, биология
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
тетрадь для контрольных
работ, одна тетрадь
для лабораторных работ
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
тетрадь для контрольных
работ, одна тетрадь для
лабораторных работ
Окружающий мир
Одна тетрадь по предмету
для классных и домашних
работ
–
География
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ, одна
Литература
Литературное чтение
тетрадь для практических
работ
тетрадь для практических
работ
История, обществознание,
ОБЗР, музыка,
Одна тетрадь по
изобразительное искусство, предмету для классных и
информатика, труд
домашних работ
(технология)
Одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ
2.5. Учителя-предметники для повышения качества образования и эффективности
применения образовательных технологий на уроках могут использовать рабочие
тетради.
2.6. Использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является
неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на
эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ
формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
2.7. Рекомендуется использовать отдельные тетради для классных и домашних работ,
тетради для контрольных работ, тетради для лабораторных и практических работ в
соответствии с условиями организации учебного процесса по учебным предметам.
3. Порядок ведения обучающимися тетрадей по предметам
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12–18 листов.
Общие тетради могут использоваться лишь в 5–11-х классах на уроках по учебным
дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему
работ.
3.2. Обучающиеся должны вести записи в тетради аккуратно, разборчиво, с
соблюдением требований орфографии и пунктуации.
3.3. Тетради по предметам, рабочие тетради должны быть подписаны с указанием
фамилии, имени, класса, номера образовательной организации.
3.4. При выполнении записей в тетрадях необходимо соблюдать поля, размер которых
устанавливает учитель.
3.5. Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и с названием
месяца в тетрадях по математике в 5–6-х классах, прописью – в тетрадях по русскому
языку в 5–9-х классах, цифрами на полях или в строке – в тетрадях по остальным
предметам.
3.6. В тетрадях название темы урока, а также темы письменных работ (изложений,
сочинений, практических и других работ) следует писать на отдельной строке.
3.7. В тетрадях следует обозначать номер упражнения, задачи, при необходимости
указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.),
указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
4. Порядок проверки учителями тетрадей по предметам
4.1. Учитель обязан периодически осуществлять проверку тетрадей по предмету в
соответствии с Положением, разработанным в образовательной организации.
4.2. Учитель начальных классов проверяет тетради по предметам ежедневно.
4.3. Учителя-предметники проверяют тетради по предметам, рабочие тетради в
зависимости от количества часов на учебный предмет в соответствии с учебным
планом образовательной организации.
4.4. В Школе установлена следующая периодичность проверки тетрадей обучающихся:
Предмет
Класс
Периодичность проверки
5–7-е
После каждого урока у
всех учеников
8–9-е
После каждого урока –
только у слабых учащихся,
у остальных – наиболее
значимые по своей
важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в
неделю тетради всех
учащихся проверялись
10–11-е
После каждого урока –
только у слабых учащихся,
у остальных – наиболее
значимые по своей
важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в
месяц учителем
проверялись тетради всех
учащихся
5–8-е
Не реже двух раз в месяц
9–11-е
Не реже одного раза в
месяц
5–6-е
После каждого урока у
всех учеников – домашняя
работа, классная работа,
самостоятельные работы
контролирующего
характера
7–8-е
Текущая проверка
домашних работ – один раз
в неделю у всех учеников,
самостоятельные работы
Русский язык
Литература
Математика
Алгебра, геометрия,
вероятность и статистика
контролирующего
характера – после
проведения работы у
каждого ученика
9–11-е
После каждого урока –
только у слабых учащихся,
у остальных – наиболее
значимые по своей
важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в
месяц учителем
проверялись тетради всех
учащихся
После каждого урока у
всех учеников.
5–6-е
7–8-е
Иностранный язык
Тетради-словари должны
проверяться не реже
одного раза в месяц
После каждого урока –
только у слабых учащихся,
у сильных – наиболее
значимые по своей
важности, но с таким
расчетом, чтобы один раз в
две недели учителем
проверялись тетради всех
учащихся.
Тетради-словари должны
проверяться не реже
одного раза в месяц
9–11-е
После каждого урока –
только у слабых учащихся,
у сильных – наиболее
значимые по своей
важности, но не реже
четырех раз в учебную
четверть.
Тетради-словари должны
проверяться не реже
одного раза в месяц
География, биология,
химия, физика,
природоведение, история,
5–11-е
Не реже трех раз в
учебную четверть
обществознание, труд
(технология), ОБЗР,
музыка, МХК,
физкультура, информатика
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды
контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.5. В ходе проверки тетрадей по предметам учитель осуществляет контроль за
выполнением классных и домашних работ обучающимися.
4.6. В ходе проверки тетрадей по предметам учитель исправляет допущенные
обучающимися ошибки.
4.7. В проверяемых работах по русскому языку и математике в 5–7-х классах учитель
исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:
зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак,
подписывает вверху букву или нужную цифру, математический знак;
пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется
красной пастой;
при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку
определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации), при
проверке изложений и сочинений, кроме орфографических и
пунктуационных, отмечаются речевые и грамматические ошибки, а также
ошибки по содержанию.
4.8. При проверке тетрадей в 8–11-х классах учитель подчеркивает допущенную
ошибку и отмечает на полях количество ошибок.
4.9. После проверки диктанта указывается количество орфографических и
пунктуационных ошибок, а изложения и сочинения – ошибок по содержанию, речевых,
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
4.10. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись
работы.
4.11. Учитель может делать записи с рекомендациями для обучающихся. Записи
должны быть корректными, не унижающими личность обучающегося.
4.12. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки.
Предмет
Русский язык
Вид работы
Класс
Сроки проверки
Диктант
1–11-е
Проверяется к
следующему уроку
Изложение
5–11-е
Сочинение
5–9-е
Проверяется не
позже чем через
неделю
Литература
Сочинение
9–11-е
Проверяется не
более 10 дней
Математика
Контрольная работа
1–9-е
Проверяется к
следующему уроку
Контрольная работа
10–11-е
Проверяется не
позже чем через
неделю
Контрольная работа
8–11-е
Проверяется не
позже чем через
неделю
7–11-е
Проверяется не
позже чем через
неделю
Химия
Практическая
работа
Физика
Контрольная работа
Лабораторная
работа
Биология
Контрольная работа 5–11-е
Лабораторная
работа
География
Практическая
работа
5–11-е
Проверяется не
позже чем через
неделю
Проверяется не
позже чем через
неделю